Детский церебральный паралич (ДЦП)
ДЦП (детский церебральный паралич) встречается, в среднем, 1,7-2,5 на 1000 новорожденных. 70% из них получают инвалидность. ДЦП- группа синдромов, которые являются следствием повреждения мозга, возникающих во внутриутробный период или период ранней новорожденности. Характеризуется особым нарушением моторного развития, которое обусловлено аномальным распределением мышечного тонуса и нарушениями координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями речи, задержками психомоторного развития, соматическими расстройствами.
Возможные причины ДЦП: инфекционные токсические заболевания, эндокринные нарушения, патологии пуповины и плаценты, аномалии родовой деятельности, акушерские мероприятия, асфиксии новорожденных, внутримозговые кровоизлияния.
Ведущее проявления ДЦП - нарушения двигательных функций, расстройства координации, неспособность сохранять нормальную позу и производить целенаправленные движения. Характерно, что формирование патологической двигательной активности происходит постепенно, по мере усложнения моторики человека, что затрудняет диагностику в первые 2-3 месяца жизни.
Формы ДЦП:
- Спастическая диплегия: (болезнь Литтля) -составляет примерно 60% от общего числа. Страдают все четыре конечности, но преимущественно ноги. Характеризуется высоким тонусом, повышением рефлексов. В дистальных отделах конечностей могут присутствовать атетозные движения. Дети начинают более поздно сидеть. Могут сопутствовать незначительные психические расстройства и нарушения речи.
- Спастическая гемиплегия: 18% случаев. Характерна поражением четырех конечностей, но преимущественно с одной стороны (рука-нога). Нарушения интеллекта и психики при этой форме редки.
- Двойная гемиплегия: страдают преимущественно руки. Характерны псевдобульбарные расстройства с нарушениями глотания и речи. Довольно часто сопутствуют другие аномалии развития. Диагноз в этом случае ставится достаточно рано.
- Атонически-атаксический синдром: характеризуется снижением тонуса, нарушенной координацией, возможен атетоз в конечностях.
- Гиперкинетическая форма: характеризуется изменчивым тонусом, неловкостью движений, излишними и насильственными движениями, расстройствами речи.
Особенности речевого развития детей с ДЦП:
Особенности крика новорожденного может выступать как диагностический критерий.
Нормальный крик громкий, чистый с глубоким вдохом и удлиненным выдохом.
У детей с ДЦП крик в первую неделю жизни может отсутствовать или имеет болезненный характер (чрезмерно пронзительный, очень тихий, в виде отдельных всхлипываний или вскриков, которые ребенок производит на вдохе). Болезненным признаком крика может также выступать гнусавый оттенок голоса. В дальнейшем могут не отмечаться изменения крика (по интонационной окрашенности и модуляции). При выраженных патологических тонических реакциях крик не приобретает интонационную выразительность и имеет ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым.
В дальнейшем могут отмечаться нарушения голосовых реакций на этапе развития гуления. При тяжелой степени поражения гуление не появляется вообще. При более легких звуки появляются в более поздние сроки, как правило, отличаются однообразием, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются хаотичными движениями конечностей.
В период лепета при тяжелых формах ДЦП лепет может отсутствовать или отличаться рудиментарностью. Издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительные. Их произнесение часто сопровождается общим ростом мышечного тонуса и гиперкинезами. Звуковая активность снижена. Ребенок не пытается с помощью звуков контактировать с окружающими.
У детей с ДЦП наблюдаются ограничения предметно-практической деятельности, в связи с этим, первые слова, чаще всего, возникают механически, эхолалично, без определенного ассоциативного базиса. Накопление словаря идет сравнительно медленно.
В дальнейшем речь ребенка с ДЦП характеризуется бедностью пассивного и особенно активного словаря, недиффиренцированностью употребления слов. Особенно трудно усваиваются слова, обозначающие действия (часто заменяются существительными). Возникают затруднения в построении предложений, согласовании подлежащего и сказуемого. Особую трудность представляет усвоение звуковой стороны языка (многие звуки пропускаются, искажаются, смешиваются как по способу, так и по месту образования).
Таким образом, качественные особенности развития речи таких детей сочетаются с замедленным темпом и искаженным ходом развития языка.
В структуре ДЦП речевые нарушения занимают значительное место (в 70-80% случаев). Особенности нарушений и степени их выраженности зависит от локализации и тяжести поражения головного мозга. Нарушения речи также могут усугубляться действием социально-психологических факторов, таких как гиперопека, неблагоприятное социальное окружение и т. д.
Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеют двигательные расстройства.
Основные формы речевых нарушений при ДЦП: