logo



Эпилепсия

Эпилепсия - это хроническое нервно-психическое заболевание с проградиентным течением, с приступообразными, повторяющимися расстройствами сознания или настроения, с судорогами или без судорог, сопровождающееся специфическими изменениями личности. При неблагоприятных вариантах течения заболевания постепенно нарастает эпилептическая деменция.

В зависимости от причин, вызывающих эпилепсию, ее подразделяют на генуинную (наследственно обусловленную) и симптоматическую (вызванную органическим поражением головного мозга).

Группа поврежденных нейронов головного мозга, служащая источником патологической биоэлектрической активности и запускающая механизм эпилептического приступа, называется эпилептогенным очагом, который обычно четко регистрируется на электроэнцефалограммах больных.

В соответствии с характером эпилептических приступов выделяют ряд форм заболевания:

Эпилепсия характеризуется не только приступами, но и постепенно прогрессирующими нарушениями личностного плана. Изменяются свойства темперамента человека - появляется выраженная инертность нервных процессов, отмечается сила и взрывчатость процесса возбуждения нейронов головного мозга. Меняется характер человека. Больным свойственна аккуратность, тщательность в выполнении любого дела, мелочность, доходящая до педантизма. Любовь к порядку гипертрофирована и проявляется в делах, в манере одеваться, располагать свои вещи, планировать распорядок дня, совершать покупки и т. д. Пациенты обычно неторопливо обдумывают события и так же неторопливо действуют. Однако под влиянием аффекта они могут быть безудержными в своих поступках. К людям относятся двойственно: с одной стороны, больные угодливы и льстивы до слащавости, обращаются к окружающим с обилием в речи ласкательных и уменьшительных суффиксов, но, с другой стороны, они же могут быть злопамятными, мстительными и жестокими. С течением времени углубляется эгоизм и эгоцентризм больных.

Постепенно снижаются интеллектуальные возможности. Мышление становится вязким, обстоятельным, что затрудняет решение проблемных ситуаций. Нарастают дефекты памяти - отмечается амнезия слов, снижение объема кратковременной памяти, ослабление способности к удержанию и воспроизведению информации. Меняется речь: если в начале заболевания на фоне обстоятельности наблюдается многоречивость с синтаксической перегруженностью фраз, с избытком глагольных форм, предложных конструкций, причастий и деепричастий, то постепенно словарь больных беднеет - уменьшается количество существительных, прилагательных, наречий. Возникает явление олигофазии (малословия), что резко затрудняет общение пациентов. Нарастает деменция.

Мотивы поступков с течением времени все больше подчиняются эгоцентрической установке. Больные фиксированы на всем, что касается их здоровья, жизни и успеха. Инстинкты и желания проявляются бурно, страсть не контролируется и не сдерживается, нередко проявляясь в поступках, наносящих вред окружающим.

Больной эпилепсией хорошо понимает смысл того, что он воспринимает, но понимает и передает все содержание увиденного или услышанного рассказа медленно и очень застревая на деталях. При передаче у него наблюдаются перерывы (длительные паузы), которые могут быть обусловлены или замедленной приспособляемостью больного к заданию или, может быть, зависят от малых припадков или абсансов.

В межприпадочное время больной может проявить хорошую устойчивость внимания. В литературе отмечена характерная особенность внимания больных эпилепсией: в самой разнообразной работе больные могут делать большие пропуски. Так, могут пропускать целые строчки в заданиях или пропускать даже отдельные задания; при явлениях малых припадков наблюдаются пропуски небольших участков работы. Это явление не постоянное, иногда оно отмечается на эксперименте, иногда его не бывает; его наличие нельзя отнести за счет снижения волевого усилия больного, возможно, что это явление зависит от общего состояния больного, от наличия перед экспериментом или во время эксперимента припадков.

У больного значительно страдает переключаемость внимания: он с трудом отрывается от одной деятельности и переходит к другой, для этого перехода необходим длительный период. В некоторых случаях, даже когда больной уже перешел к новой работе, он все еще не может забыть о прежней и стремится опять к ней возвратиться. Больные эпилепсией не могут прерывать работу даже по просьбе экспериментатора, они должны обязательно ее закончить, в этом проявляется свойственная им инертность.

Нарушение словесной памяти является одним из основных расстройств при эпилепсии.

При исследовании словесной памяти иногда отмечается такое явление, что больной не только не помнит тех слов, которые ему предлагались для запоминания, но он не помнит даже самого факта такого эксперимента. Часто при чтении какой-либо книги больные забывают, что читали в начале. Страдает главным образом длительное удержание в памяти. У интеллектуально сохранных больных в лучшем состоянии опосредованная память, причем зрительный образ помогает запоминанию слов.

У больных с частыми припадками процесс запоминания колеблется в связи с общим состоянием больного. Иногда больные показывают лучшие результаты при отсроченном воспроизведении, чем непосредственно после проведенного эксперимента.

Наиболее частые речевые расстройства на эксперименте - олигофазии: больной не может назвать предмет, при ответах не сразу может найти нужное слово для выражения мысли. Такое затруднение может производить впечатление заикания, так как больной, не находя нужного слова, тянет последнее слово или вставляет слова-паразиты.

В литературе описаны и другие особенности речи больных эпилепсией: употребление уменьшительно-ласкательных слов, частое употребление деепричастий. У детей эти явления выражены меньше, чем у взрослых, но иногда тоже встречаются. Часто больные эпилепсией прибегают к жестам и эмоциональным выкрикам, когда им не хватает слов.

Мышление больных эпилепсией насыщено конкретными образами и это является отчасти причиной того, что процессы мышления больных текут медленно. Некоторые больные затрудняются в процессах логического мышления (например, при нахождении сходства в предметах), очень слаб процесс обобщения (больные застревают на отдельных деталях и затрудняются в образовании общих понятий, в восприятии и переработке нового; им недостает обзора всего опыта, который принуждает отделять главное от второстепенного). Нужно сказать, что отдельные особенности эпилептического мышления, такие, как обстоятельность, склонность к повторению и застреваемость, персеверативность, невозможность кратких формулировок, затрудненность в обобщении, только тогда являются типичными для больных эпилепсией, когда они взаимно связаны между собой и возникают на фоне общих изменений личности больного.

Ассоциативный процесс у больных эпилепсией в связи с бедностью словарного запаса и затрудненностью мыслительного процесса очень однообразен.

Воображение больных эпилепсией крайне бедно, что хорошо прослеживается на эксперименте. Если им предлагается эксперимент на угадывание каких-либо объектов в незаконченных рисунках, то они угадывают только тогда, когда объект уже хорошо оформлен. Им не удается составление рассказов на заданные темы. Создание нового из имеющихся элементов представляет значительное затруднение. Кроме того, образы памяти служат материалом, из которого создаются представления; при снижении памяти у больных эпилепсией страдает воображение.

Эмоционально-волевая сфера больных отличается значительными особенностями: больной, как правило, тяжело переживает свою болезнь, стыдится ее; он отличается повышенной чувствительностью, легкой ранимостью, выраженным чувством своей неполноценности со стремлением к компенсации.

Есть другие типы больных эпилепсией, менее аффективные, менее раздражительные, но также вязкие, персеверирующие, с затруднениями переключаемости, с отсутствием инициативы, но даже у таких больных отрицательные эмоции отличаются значительной прочностью. С коллективом у больных эпилепсией в общем хорошие отношения, но дружбы обычно нет ни с кем. У детей младшего возраста, больных эпилепсией, отмечают двигательное беспокойство и неустойчивость, они склонны к резким вспышкам аффекта, но аффект довольно быстро проходит и они легко переходят от злобности и грубости к ласковости; льстивость у детей младшего возраста встречается очень редко.

При генуинной эпилепсии иногда поражает активность, целенаправленность, хорошая работоспособность больных: чем большего напряжения требует преодоление внутренних препятствий, тем больше развиваются стенические тенденции, которые при нарастании препятствий могут перейти в агрессивные. На эксперименте выявляется их устойчивость в работе, соответствующей их силам, стремление довести работу до конца, хотя на эту работу они тратили очень много времени. Часто отмечается, что такие больные крайне тщательны и аккуратны в работе, с большим чувством долга и ответственности. В момент работы больной настолько напряжен, что не может остановиться, даже несмотря на просьбу экспериментатора, а если его с одной неоконченной работы перевести на другую, то больной бывает так поглощен неоконченной работой, что не может начать новую.

Если у больного нет частых больших судорожных припадков, а отмечаются только редкие малые припадки, то у такого больного не бывает резкой заторможенности психических процессов, и если не отмечается значительного снижения памяти, то мыслительные процессы приближаются к норме.

Деменция при эпилепсии в детском возрасте встречается у довольно большого количества больных, но в различных степенях ,более или менее резко выраженных. Деменция при эпилепсии - это сложное образование, ее свойством является необратимый, прогрессирующий дефект, который проявляется в общем снижении всей личности, в стойких поражениях интеллекта и других психических процессов с невозможностью ориентироваться в новых условиях, в ограничении возможности учиться и принимать активное, творческое участие в жизни.

У дементных эпилептиков особенно обращает на себя внимание все усиливающая медлительность, тугоподвижность всех психических процессов, все больше и больше снижается память, так что больной совершенно не может приобретать новые знания и постепенно теряет приобретенные. Нарушается процесс мышления, затрудняется различение существенного и незначительного, больные делаются неспособными воспринимать вещи и явления вне связи с ограниченной ситуацией, в ответах они обнаруживают склонность к детализации с нанизыванием друг на друга ненужных подробностей, отражающих узость кругозора больного. Особенно часто встречаются выраженные речевые расстройства. Больные становятся все более и более вязкими, вся психика делается тяжелой. У некоторых больных вся аффективная сфера поражается в сторону все большего эгоизма, злопамятности, жестокости.