logo



Раннее вмешательство

Все существующие методы оценки психического развития детей на первом году жизни основываются на наблюдении за поведением ребенка. В большинстве принятых шкал это наблюдение осуществляет специалист.

Когда ребенок становится старше, его поведение приобретает все более разнообразные формы. Ребенок начинает выполнять новые действия, которые раньше он делать не мог. Часть из них сохраняется потом на всю жизнь, другие носят временный характер и сменяются более сложными действиями. Естественно, что некоторые действия ребенка логически связаны друг с другом. Новое действие может возникнуть только после того, как освоены предыдущие. С другой стороны, некоторые группы навыков, которыми овладевает ребенок, относительно независимы. Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Понятно, что такая неравномерность в развитии может быть результатом и маминого воспитания.

Вопрос о том, сколько разных групп навыков (областей развития) нужно выделять и насколько они действительно независимы друг от друга, пока не решен. Разные авторы принимают разное число областей (чаще 4 или 5) Раньше при решении этого вопроса исходили из того, что разные области развития должны соответствовать разным способностям ребенка. Теперь главную задачу видят в том, чтобы облегчить маме отстающего в развитии ребенка того направления ее воспитательской деятельности, на которое ей надо обратить внимание в первую очередь.

Простой способ выявления детей, нуждающихся в оценке их развития, состоит в привлечении к этому мам. Мамам предлагается ответить на небольшое количество вопросов относительно поведения ребенка. Для каждого месяца подобрано 3-4 типичных действия, которые именно в этом месяце обычно появляются в поведении примерно у половины здоровых детей. К сожалению, такой приблизительный метод оценки дает много ошибок. Причина этих ошибок совсем не в том, что мама плохо наблюдает за ребенком. Разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным.

Ниже приведены двенадцать списков типичных действий, наблюдаемых в возрасте до 12 месяцев. Каждый включает восемь типичных действий. Вверху указан возраст ребенка. Если ребенок развивается нормально, то в этом возрасте он уже должен выполнять примерно половину, т. е. 4 из перечисленных в списке действий.

При обнаружении каких-либо проблем необходимо помнить, что причины легкого отставания в развитии могут быть различными:

1 месяц:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

2 месяца:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

3 месяца:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

4 месяца:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

5 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

6 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

7 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

8 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

9 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

10 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

11 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

12 месяцев:

Социальные навыки:

Речевые навыки:

Навыки наблюдения и исследования:

Навыки самообслуживания:

Только при большом отставании в развитии ребенка можно утверждать, что этот ребенок вырастет умственно отсталым, если с ним не будут специально заниматься. Небольшое отставание может само по себе пройти. Но естественно, вероятность благополучного исхода тем меньше, чем больше обнаруженное отставание.

Оценка мамой себя и ребенка:

Оценивать следует хотя бы раз в месяц. Поставьте отметку (от 1 до 5, где 1 - очень плохо, а 5 - отлично) следующим умениям, качествам и способностям своим и ребенка:

Способности ребенка:

  1. Внимание и интерес к людям
  2. Зрительный контакт с мамой
  3. Жесты (указывание, просьба взять, "пока-пока")
  4. Умение смеяться
  5. Умение улыбаться
  6. Способность успокаиваться под влиянием людей
  7. Способность переносить смену ситуации и новые впечатления
  8. Внимание к игрушкам и вещам
  9. Склонность "говорить" (гулить, лепетать, издавать звуки со значением)
  10. Способность самостоятельно успокаиваться

Способности мамы:

  1. Способность привлекать внимание ребенка
  2. Умение удерживать внимание ребенка
  3. Умение спокойно реагировать на капризы ребенка
  4. Способность успокаивать и утешать ребенка
  5. Способность угадывать желания ребенка
  6. Способность доставлять удовольствие ребенку
  7. Способность заинтересовать ребенка
  8. Способность поддерживать те области развития ребенка, которые пострадали от его инвалидности (если у ребенка есть моторные, зрительные или слуховые нарушения)

Вся будущая жизнь ребенка с двигательными, слуховыми или зрительными нарушениями зависит от того, как рано удается обнаружить у него эти нарушения. Один из методов выявления грубых нарушений основан на наблюдении за поведением ребенка, его реакциями в обычных ситуациях. На основании этого метода нельзя точно сказать, болен ли маленький ребенок. Можно только высказать подозрение о наличии у младенца тех или иных нарушений. Оправдаются ли эти опасения, выяснится, когда ребенок попадет к специалисту, и тот применит уже другие, точные и надежные методы обследования, или когда ребенок станет старше и невооруженным глазом будет видно, что с ним.

Мама или другой взрослый человек сначала наблюдает поведение ребенка, а потом решает, можно ли считать, что ребенок вполне здоров, или же его следует показать специалисту. Принимая эти решения, мама может ошибаться. Ошибки бывают двух типов. Ребенок может быть здоров, а мама ведет его к специалисту - такая ошибка называется ложной тревогой. Но ребенок может быть болен на самом деле, а мама решит, что он здоров - такая ошибка называется пропуском. Вероятность ошибок уменьшается проведением повторных наблюдений.

Как распознать ДЦП:

Только что родившийся младенец с церебральным параличом может не отличаться от здорового ребенка, но часто он очень слабый, с вялыми мышцами. Ребенок висит пассивно, он почти или совсем не двигается. Это может быть связано с тем, что у ребенка задержано начало дыхания - лишенный кислорода, он становится вялым и синеет. Задержка начала дыхания является частой причиной мозговых нарушений. Однако задержка дыхания отнюдь не всегда приводит к ДЦП. Основная часть вялых при рождении детей, в том числе детей с задержкой дыхания, вырастают здоровыми.

Младенец с ДЦП развивается медленнее, чем нормальные здоровые дети. Он позже начинает приподнимать и удерживать голову, сидеть и передвигаться. Ребенок может не двигать руками, или же он использует только одну руку. Но задержка в моторном развитии бывает не только у детей с ДЦП. Она характерна и для детей с умственной отсталостью, для физически ослабленных детей с различными соматическими заболеваниями. Случайные, временные отставания в развитии могут наблюдаться и у обычных здоровых детей, которые впоследствии догоняют своих сверстников.

У ребенка могут быть трудности с сосанием, глотанием и жеванием. Он может закашляться, срыгнуть, поперхнуться и это повторяется довольно часто. Возможны повторные рвоты. Даже когда ребенок становится старше, эти и другие проблемы, связанные с питанием, могут сохраняться. Бывает, что ребенок отказывается сосать, выталкивает молоко обратно языком. Если у ребенка нет какого-либо физического заболевания или физических дефектов рта, языка, глотки, губ, которые могли бы вызвать такие нарушения, следует серьезно задуматься. Это очень похоже на нарушение управления работой мышц, обеспечивающих сосание и глотание. Но те же мышцы участвуют в создании звуков. Стоит посмотреть, нет ли у ребенка нарушений в гулении, лепете, крике.

Нарушения крика могут проявляться в особом голосе ребенка. У детей с ДЦП может вообще отсутствовать гуление и лепет, или они могут возникать с большой задержкой и звучать иначе, чем у здоровых детей.

Нарушения тонуса мышц обычно замечаются мамой как трудности при уходе за ребенком. Тело ребенка может неожиданно одеревенеть в то время, как его несут, одевают, моют или во время игры. Руки, ноги, туловище совершенно застывают, становятся твердыми, как доска. Или, наоборот, тело бывает настолько вялым и слабым, что кажется, будто голова ребенка вообще не держится и может вот-вот свалиться. Все это обусловлено изменением тонуса мышц. Когда тело ребенка вяло, мышцы расслаблены, т. е. мышечный тонус ослаблен. Когда, наоборот, все тело одеревенело и застыло, мышечный тонус резко усилен, мышцы стали жесткими. В первые месяцы жизни ребенка с ДЦП обычно бывает пониженный (ослабленный) мышечный тонус. Повышенный мышечный тонус, спастическое сокращение мышц, наблюдается обычно уже во второй половине первого года.

Нарушения равновесия мешают ребенку научиться не только ходить, но и стоять или сидеть. Из- за плохой координации движений ребенок кажется неловким и неуклюжим. Ему трудно играть с игрушками. Во всех этих случаях ребенку могут помочь определенные упражнения. Поэтому, если у ребенка есть такие нарушения, их нужно вовремя обнаружить. Нарушения равновесия легко выявить у ребенка старше 10 месяцев. Посадите ребенка так, чтобы его тело слегка наклонилось в одну сторону. Если он не сделает никаких попыток выпрямиться, а будет падать, значит равновесие у него нарушено. Здоровый ребенок удерживает равновесие с помощью рук или просто выпрямив туловище. Нарушения координации движений можно заметить, двигая перед ребенком яркой игрушкой и предлагая ему ее схватить. Здоровый ребенок успешно хватает движущийся предмет уже в пятимесячном возрасте.

Ребенок с ДЦП может не реагировать или слабо реагировать на попытки установить с ним контакт. Это может быть обусловлено не тем, что он не хочет общаться. Просто у него могут быть затруднены или вообще отсутствовать жесты руками, может быть нарушена способность управлять мышцами лица (отсутствует мимика).

Примерно у половины детей с ДЦП обнаруживается потом умственная отсталость. Но многие дети просто кажутся такими. Это происходит потому, что часть из них вялы и очень медленно двигаются. Другие двигаются много, но так неуклюже, что кажутся глупыми. Их лица подергиваются или у них может течь слюна. Это происходит или из-за слабости мышц лица, или в результате нарушений глотания. Ребенок выглядит тупым, хотя это далеко не так. У детей с ДЦП довольно часты зрительные нарушения и иногда понижен слух. Это тоже может быть причиной нарушения их общения со взрослыми и приводить к ошибочным заключениям о снижении интеллекта. При соответствующей помощи и тренировке многие дети, казавшиеся умственно отсталыми, показывают хорошие интеллектуальные способности.

У таких детей могут наблюдаться неожиданные смены настроения, переходы от смеха к плачу, страхи, приступы гнева. Такое трудное поведение может быть обусловлено отчаянием ребенка, поскольку не может управлять своим телом, делать то, что ему хочется. Но мозговые нарушения, как таковые, могут быть причиной эмоциональной нестабильности. Эти дети нуждаются в очень большой поддержке и терпении со стороны взрослых, которые должны помочь им преодолеть страхи и другое необычное поведение.

У всех детей есть "ранние рефлексы", которые в нормальных условиях исчезают в первые недели или месяцы жизни. У детей с мозговыми нарушениями такие рефлексы существуют значительно дольше. Значительно усилен также коленный рефлекс.

Проверка двигательного развития:

1 месяц:

2 месяца:

3 месяца:

4 месяца:

5 месяцев:

6 месяцев:

7 месяцев:

8 месяцев:

9 месяцев:

10 месяцев:

11 месяцев:

12 месяцев:

Все эти навыки относятся к общей моторике и касаются, в основном, перемещения в пространстве и управления позой.

К тонкой моторике относятся движения пальцев рук при действии с предметами, письме и т. п. Есть еще очень важная для развития ребенка категория движений - это движения органов речи. Все эти движения могут нарушаться при ДЦП, как уже упоминалось.

Что делать, если у ребенка ДЦП?

Помочь ребенку можете вы сами:

Но вам нужно будет проявить активность и стремление учиться, чтобы всего этого достичь.

Наилучший для вас вариант - обратиться в центр раннего вмешательства. Объединяйтесь со специалистами и родителями, оказавшимися в таком же положении.

Признаки нарушения слуха:

Родители глухих и тугоухих людей обычно не замечают, что их ребенок не слышит. Они обращаются к врачу, потому, что ребенок не говорит. Это происходит, когда ребенку уже около трех лет.

В таких случаях приходится обращаться к сурдопедагогу и очень много заниматься с ребенком, используя специальные приемы обучения. К сожалению, часто у ребенка так и не получается хорошо говорить, но без специального обучения он вообще вырастет глухонемым. Глухой ребенок может научиться и говорить и понимать собеседника, основываясь не на слухе, а на зрении, на "чтении с губ". Но учиться этому лучше всего в самом раннем возрасте, во время игры в разговор. При этом полезно, чтобы мама использовала некоторые особые приемы, которым ее научит специалист.

Есть две причины, по которым родители не замечают, что их ребенок не слышит. Они думают, что если ребенок гулит или лепечет, значит он слышит; что если ребенок реагирует на громкие звуки, значит он слышит и все другие звуки.

В обоих случаях родители ошибаются.

И гуление и лепет отражают созревание тех схем в мозгу, которые управляют движениями. В данном случае это движения языка, губ, голосовых связок, небной занавески. Сначала работа этих схем никак не связана со слухом, хотя ребенок с нормальным слухом, естественно, слышит те звуки, которые он производит. Только когда ребенок достигает примерно девяти месяцев, характеристики его лепета начинают зависеть от того, что он слышит. Схема управления речеобразованием становится более сложной, она использует теперь информацию, поступающую через слух. Лепет глухого ребенка в возрасте старше девяти месяцев уже значительно отличается от лепета здорового ребенка. Однако это заметно специалисту и незаметно родителям, не знающим, на что надо обращать внимание.

Глухой ребенок не только гулит и лепечет. Его гуление и лепет увеличиваются, когда он общается с мамой. Более того, он, как и слышащий ребенок, знает процедуру разговора по очереди. В ответ на мамину улыбку и жест он тоже улыбается, совершает какие-то движения и произносит звук. Он не слышал звука, который произнесла мама, но он видел, как она двигала губами. В его мозгу есть такое правило, что надо не только улыбаться, двигать ручками и ножками, но еще и совершать комплекс речевых движений. Это правило, как и остальные, обеспечивающие разговор по очереди, заложены в его мозгу генетически. Он начинает их применять уже в первые минуты после рождения.

Однако у мамы создается впечатление, что ребенок с ней разговаривает, он слышал то, что она ему сказала.

Вторая ошибка связана с тем, что широкая публика просто ничего не знает о том, что существуют разные формы нарушения слуха. Например, ребенок с нейросенсорной тугоухостью может реагировать на громкие звуки, совсем так же, как ребенок с нормальным слухом.

Когда нужно быть особенно внимательным?

Если хотя бы на один из перечисленных вопросов вы ответили "да", вам нужно очень внимательно следить за слухом ребенка:

Точно оценить слух ребенка может только специалист. Для этого нужны специальные приборы. Без приборов можно заметить только довольно значительное нарушение слуха. Важно, что его легче заметить маме, которая постоянно находится с ребенком, чем педиатру, который видит ребенка в непривычной для него обстановке и в течение коротких интервалов времени.

Наблюдая за ребенком, вам следует ответить на ряд вопросов. Приводимые вопросы взяты из буклета "Может ли слышать ваш ребенок", выпущенного в 1989 году в Новой Зеландии.

Шесть недель:

При громком неожиданном звуке ребенок:

Когда вы говорите:

Три месяца:

Шесть месяцев:

Девять месяцев:

Двенадцать месяцев:

По рекомендациям новозеландских специалистов, если вы ответили "нет" больше, чем на два вопроса из списка (по возрасту вашего ребенка), вам стоит обратиться к врачу.

Если вы решили, что у вашего ребенка ослаблен слух, следует обратиться в центр раннего вмешательства к ЛОР-специалисту и в местную ассоциацию родителей.

Следует также помнить, что родители могут многое сделать, чтобы предотвратить возникновение нарушений слуха у своего ребенка (например, не допуская попаданий инородных предметов в уши ребенка, предпринимая меры профилактики возникновения отитов и соблюдая все предписания врача в случае, если ребенок все же заболел, избегая контакта ребенка с опасными антибиотиками).

Ранние нарушения зрения:

Характер помощи, в которой нуждается ребенок с нарушенным зрением, совершенно различен при разных видах нарушений. Но во всех случаях действует правило, что эта помощь тем эффективнее, чем раньше ребенок ее получит.

Тяжелые нарушения встречаются, к счастью, достаточно редко. Не заметить их тоже трудно. Все же возможно, что слепота ребенка обнаружится поздно. Развитие слепого ребенка требует другой организации, чем развитие зрячего и от матери требуется не только любовь, но и определенные навыки.

Приведем несколько самых распространенных примеров поведения здорового ребенка, доказывающих, что он видит:

Допустим, что ребенок не выполняет описанных действий. Можно ли тогда сразу же утверждать, что он не видит? Очевидно, нет. Все эти действия достаточно сложные, в них участвует не только зрение. Но все же ребенка нужно в первую очередь показать офтальмологу, который решит, что делать дальше. Если офтальмолог решил, что ребенок не видит, не медлите! Сразу же обращайтесь к тифлопедагогу.

Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизме:

Речь и коммуникация:

Возраст в месяцах Нормальное развитие Раннее развитие при аутизме
2 Издавание гласных звуков, гуление ---
6 "Диалоги" в виде издавания гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных Плач тяжело интерпретировать
8 Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указывающие жесты. Ограниченные или необычные гуления (такие как визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения.
12 Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложения. Язык более часто используется для комментирования окружающей среды. Игра с использованием гласных звуков. Жесты и вокализация используются для привлечения внимания, указывания объектов, просьб. Могут появиться первые слова, которые, однако, не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.
18 Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из двух слов. Перенесение значений слов. Использование языка для комментариев, просьб и совершения действий. Привлечение внимания. Возможны эхолалии, частая имитация.
24 Сочетания от 3 до 5 слов. "Телеграфная речь" Задает простые вопросы. Использование слова "это" сопровождается указывающими жестами. Называет себя по имени, но не как "я". Может кратко повторить высказывания. Не может поддержать тему разговора. Речь сфокусирована на настоящее время и место. Обычно словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются: присутствуют несколько указывающих на объект жестов.
36 Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы используются должным образом. Эхолалическое повторение не часто. Возрастает использование языка для обозначения "там и тогда". Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, чем для получения информации. Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохой ритм, интонация, бедная артикуляция примерно у половины говорящих детей. У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений). Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.
48 Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. Будет спрашивать объяснения высказываний. Приспосабливает уровень языка в зависимости от слушателя. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остается: может использоваться при коммуникации. Копирует ведущих ТВ передач. Произносит просьбы.
60 Использует больший комплекс структур. В основном владеет грамматическими структурами. Способен оценивать предложения как грамматические \ неграмматические структуры и делать исправления. Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности. Растет способность приспособления языка в соответствии с положением и ролью слушателя. Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени). Не может поддерживать разговор. Неправильно использует высказывания. Присутствует эхолалия. Редко задает вопросы, если они появляются, то носят повторяющийся характер. Нарушен тон и ритм речи.

Социальные взаимодействия:

Возраст в месяцах Нормальное развитие Раннее развитие при аутизме
2 Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. ---
6 Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Менее активен и требователен, чем обычный ребенок. Небольшое количество детей очень возбудимы. Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальных проявлений.
8 Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки ("ку-ку") и др. похожего сценария. Показывает объекты взрослым. Машет на прощание. Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты. Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1\3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Около 1\3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.
12 Ребенок чаще инициирует игры. Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. Контакт обычно уменьшается после того, как ребенок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.
18 Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки. Игра с самим собой или параллельная остаются более типичными. ---
24 Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность (например, игры типа "Догони и дотронься"). Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.
36 Обучаются взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками. Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Любит смешить других. Хочет сделать что-то хорошее родителям. Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значений наказания.
48 Распределяет роли со сверстниками в социодраматической игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. Исключает нежелательных детей из игры. Не способен понять правила игры.

Развитие воображения:

Возраст в месяцах Нормальное развитие Раннее развитие при аутизме
6 Недифференцированные действия с одним объектом ---
8 Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объектов. Использование двух объектов в комбинации. Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования.
12 Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование объектов). Приемлемо использует 2 и более объектов. ---
18 Частые символические действия. Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка. Активная роль в деятельности, похожей на игру.
24 Часто использует правила игры применительно к куклам, игрушечным животным, взрослым (например, кормит куклу). Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит белье) Развиваются несколько последовательных воображаемых действий. Воображаемая игра проводится в движение с помощью игровых предметов. Небольшая любознательность \ исследование окружающей среды. Необычное использование игрушек-волчков, расположение объектов по линии.
36 Перепланировка символической игры - объявление о попытке и поиске нужных предметов. Замена одного объекта другим. Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность. Часто произносит названия объектов. Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся моторные движения: покачивания, кружение, походка на носках и т. п. Долгий взгляд на свет и т. д. Многие обладают хорошими способностями в зрительных \ моторных манипуляциях ("Собери картинку из частей").
48 Социодраматическая игра - творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета, в котором нуждается. Темы реальной жизни и фантазии могут иметь важное значение в течение продолжительного времени. Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы и др., в основном, ребенок выступает в качестве ведущего лица. Символическая игра, если есть, ограничена до простейшей повторяющейся схемы. По мере того, как развиваются навыки творческой игры, продолжает проводить значительное количество времени, не занимаясь игровой деятельностью. Многие не комбинируют игрушки в игре.
60 Речь очень важна при представлении темы, распределении ролей и разыгрывании драмы. Нет способности к пантомиме. Нет социодраматической игры.

Внимание!!!!!

Таблица данных развития детей с аутизмом не может рассматриваться слишком буквально. Во-первых: ранние стадии аутизма полностью не изучены. Во-вторых: очень важны индивидуальные особенности. В результате этого, часть родителей не распознают некоторые особенности развития детей, указанные в таблице (из книги К. Гилберг, Т. Питерс "Аутизм: медицинские и педагогические аспекты." С-Пб., 1998 г.).