logo



Нарушения речи

Виды нарушений речи:

  1. Нарушения устной речи:
  2. Нарушения письменной речи:
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Логопедическое воздействие как правило комплексное, реализуется по следующим направлениям:

Формы воздействия:

Методы воздействия:

Речевое развитие включает в себя две стадии:

  1. Понимание речи
  2. Самостоятельная речь

Развитие понимания речи в онтогенезе идет от комплексных форм к единичным, конкретным Вначале ребенок понимает лишь общий смысл речи, далее развивается ситуационное понимание речи: до 1 года ребенок понимает слова, фразы, связанные с конкретной ситуацией, произносимые одинаковым тоном. Позднее он начинает понимать речь, опираясь на языковые средства.

К году он начинает понимать слова и фразы различной звукослоговой структуры, с различным ритмом, однако, ребенок еще не может различать слова, отличающиеся одним звуком, т. е. сходные по структуре. К концу 2-го года - фонемная стадия восприятия речи, т. е. понимание речи на основе фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия идет в направлении от различения более контрастных звуков к различению сходных.

В формировании произносительной стороны речи можно выделить два периода:

Краткая характеристика развития экспрессивной речи:

Гуление 2-3 месяца

Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)

Первые слова 10-12 месяцев

Слова-предложения примерно 1г. 2 мес.

Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1г. 9 мес.

Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2г.

Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5 лет

Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных предложений в речи к 3 г.

Диффиренциация всех звуков речи к 4г.

Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 г.

Анатомо-физиологические механизмы речи:

Речь представляет собой сложную функциональную систему, части которой взаимодействуют между собой.

Система имеет центральные и периферические отделы.

Речевая система включает в себя:

Корковая система: (для правшей доминантным по речи является левое полушарие мозга)

Периферические отделы речевой системы включают в себя дыхательные пути, гортань, ротовую и носовую полости, органы артикуляции.

В отдельном разделе описаны нарушения речи при ДЦП(детском церебральном параличе).